Какой же русский не любит быстрой – часть 2

“Скажите, а вы соблюдаете скоростной режим?” – такой вопрос заставляет смущенно опускать глаза 99% людей, которые говорят о безопасности дорожного движения, апеллируя к личным примерам. И меня в том числе. Поэтому, я первый заведу разговор о том, что такое скорость, почему в городе нужно ехать медленнее, чем на трассе, и какая скорость на самом деле является безопасной.

В первой части мы узнали, что такое скорость, с чем она должна ассоциироваться у водителя в первую очередь. Выяснили, почему скорости в населенном пункте и на трассе должны отличаться. Во второй части мы поговорим о проблемах, которые возникают при выборе скорости, а так же перейдем к тактике выбора скорости. Тактике, позволяющей доехать до места назначения безопасно и быстро. Именно в такой последовательности.

Дорога, уходящая вдаль Задумывались ли вы о том, каким образом вы выбираете скорость движения? Американские ученые с помощью исследований пришли к выводу, что основным критерием является чувство комфорта за рулем. Водитель набирает скорость до тех пор, пока акустический шум, вибронагруженность и поведение машины не превышают его внутреннего порога комфортности. И здесь научно-технический прогресс играет с нами злую шутку. Автомобили год от года становятся более комфортабельными: подвески учатся гасить колебания и “проглатывать” дорожные неровности, шумоизоляция, точность изготовления деталей снижают шум от двигателя и окружающего мира. Увеличивается техническая оснащенность машины: усилитель руля, АБС, противобуксовочная система, система стабилизации заноса, адаптивные фары, подушки и шторки безопасности, преднатяжители ремней. Все это призвано повысить безопасность на дороге, но, зачастую, приносит противоположные результаты.

Вылезают две проблемы: физическая и психологическая. Физическая состоит в том, что водитель перестает чувствовать скорость. Поведение современной иномарки даже среднего класса на 60 и на 120 км/ч практически неотличимо. Водитель чувствует себя комфортно на этих скоростях: двигатель и колеса не шумят, неровности не ощущаются, машина послушно следует за рулем, при нажатии на тормоз чувствуется замедление, а при нажатии на газ – ускорение. Плюс добавляется психологическая проблема – появляется ложное чувство уверенности в электронных помощниках. Мол, АБС поможет затормозить, система стабилизации позволит крутить рулем как угодно, а если что – уткнусь носом в мягкую подушку безопасности и ничего страшного не будет. Увы, все далеко не так радужно. Законы физики неумолимы. Тормозной путь со скорости 120 км/ч в три раза больше тормозного пути со скорости 60 км/ч. АБС помогает сохранить управляемость и лишь в редких случаях уменьшает тормозной путь (в основном, на мокрых покрытиях, где последствия юза наиболее заметны). При резком повороте руля возникает центробежная сила. Если эта сила выше силы трения задних колес, то начнется занос. И система стабилизации будет здесь бессильна: она подтормаживает колеса таким образом, что восстанавливается их сцепление с дорогой, следовательно, прекращается занос. Но этот способ эффективен, когда машина заходит в поворот с небольшим превышением скорости или водитель вынужден “дорулить” в повороте. Но главное, что все это происходит плавно. В критической ситуации, при резких маневрах эта система практически бессильна.

Но не только очень высокая скорость может стать источником проблем на дороге. Низкая скорость тоже чревата неприятностями, хотя и не в такой степени, как высокая. Когда скорость движения автомобиля меньше скорости потока на 30 и более км/ч, то такой тихоход начинает создавать значимую помеху другим участникам движения. Причем, я не беру в расчет тех, кому всегда нужно ехать быстрее всех – таких относительно немного. Я говорю про водителей, которые двигаются именно в потоке. Они вынуждены обгонять тихохода, чтобы сохранить комфортную скорость движения, тем самым, увеличивая вероятность непредвиденных ситуаций. Когда разница в скорости достигает 60 км/ч (например, когда по автомагистрали едет грузовик со скоростью 50 км/ч, а поток движется 110 км/ч), то возникает реальная опасность для тихохода, что его “догонят сзади”. Определить скорость попутно двигающегося автомобиля непростая задача из-за отсутствия зрительных привязок. Поэтому, ситуация, когда водитель начинает оттормаживаться слишком поздно, отнюдь не фантастика, а реальность, особенно, на автострадах. Причем, “догоняют” чаще именно легковушек: от грузовика подсознательно ждешь низкой скорости, а от легковушки наоборот. Сложность определения скорости авто, двигающегося попутно, справедлива не только для более быстрого по отношению к более медленному, но и в обратную сторону. А значит, очень легко ошибиться в прогнозировании маневра, вынуждая более быстрого оттормаживаться. Что тоже не приводит к снижению аварийности.

Вторая проблема движения с малой скоростью – психологическая. Она возникает тогда, когда скорость ниже, чем комфортный порог. Водитель расслабляется, внимание рассеивается, он реже смотрит в зеркала. Снижается бдительность и готовность к нештатным ситуациям. Звучит как парадокс, но иногда 90 км/ч безопаснее, чем 60 км\ч. Двигаясь с комфортной скоростью, водитель собран, окружающая его ситуация находится в гармонии с его внутренним состоянием. А значит, такая скорость является более безопасной. Правда, с одной оговоркой: если с ростом усталости скорость будет соответственно снижаться.

Итак, чувство комфорта за рулем играет значительную роль при выборе скорости движения. И если чувство физического комфорта современная самобеглая коляска обеспечивает достаточно успешно, то моральный комфорт должен становиться ограничивающим фактором. Именно это я и наблюдаю у самого себя. В некоторых ситуациях я позволяю себе разгоняться до 160 км/ч, но уже в других ситуациях сознательно сбрасываю скорость до 90 км/ч при неизменности состояния дорожного покрытия. Это происходит из-за понимания того, насколько велик риск движения с такой высокой скоростью, и мне становится некомфортно психологически. Давайте теперь обсудим конкретные ситуации и постараемся определить безопасную для них скорость, выявив факторы, которые должны стать причиной выбора такой скорости. Ведь знания – это самый надежный психологический тормоз.

Поток машин Самым главным критерием выбора скорости является скорость потока и его плотность. Плотность потока я определяю по количеству попутных машин, которые находятся в поле моего зрения. Если в поле моего зрения постоянно находится не больше одной-двух машин одновременно, то можно говорить об отсутствии потока как такового. Разреженный поток, это когда одновременно мы видим до 4-6 автомобилей. Средний поток – до 10-12, более 12 – плотный поток. Деление, конечно, условное, но оно позволит нам более четко оперировать этим термином. Чем выше плотность потока, тем более небезопасно превышать его среднюю скорость. На трассе при отсутствующем или разреженном потоке я рекомендую выбирать скорость движения практически без оглядки на поток, однако, при приближении к попутной машине, стараться делать так, чтобы разница в скорости не превышала 40 – 60 км\ч. Особенно, когда две – три машины едут друг за другом и есть вероятность, что одна из них пойдет на обгон. При среднем потоке я не рекомендую постоянно превышать скорость потока более, чем на 30 – 40 км/ч. К тому же, как показывает практика, на двухполосной (по одной полосе в каждом направлении) дороге при таком потоке движение “рваное” – сначала быстро, но недолго едешь, потом долго “плетешься” в хвосте очередной группы, обгоняя по одной-две машины за раз. Поэтому средняя скорость, а так же время, за которое вы доедете из пункта А в пункт Б не будет сильно превышать среднюю скорость и среднее время потока. А нервов потратите больше. Когда в одну сторону две и более полос, то ситуация проще. Однако, опять таки из практики, она усугубляется тем, что из правой полосы начинают более смело выходить на обгон, двигаясь при этом с небольшим превышением скорости обгоняемого. Обгон затягивается и скорость движения опять таки падает до скорости потока. Когда поток плотный, я рекомендую держать скорость потока и не пытаться выгадать одну-две машины. “Летуны” лишь создают помехи, вынуждая тормозить, пропуская их величество. Причем, КПД “летунов” в плотном потоке, зачастую, стремится к 0. При движении в городе, лучше всего занять полосу, в которой автомобили двигаются с максимально близкой к комфортной скорости, и ехать в одной полосе. Маневрирование в городе опаснее, чем на трассе, а опыт показывает, что если не знать режим движения каждого участка дороги, то выгадать какую-то существенную разницу в скорости не получится.

Помимо потока, на выбор скорости должны влиять такие факторы, как рельеф местности, состояние дорожного покрытия и погодные условия. Эти факторы мы подробно разберем в третьей части. Я расскажу, почему АБС может не помочь, а наоборот, навредить, какую скорость выбрать при движении по двору, чем опасен дождь, туман, снегопад, а главное, ясный солнечный день.

Впервые опубликовано в моем livejournal

One comment

Добавить комментарий