Какой же русский не любит быстрой – часть 1

“Скажите, а вы соблюдаете скоростной режим?” – такой вопрос заставляет смущенно опускать глаза 99% людей, которые говорят о безопасности дорожного движения, апеллируя к личным примерам. И меня в том числе. Поэтому, я первый заведу разговор о том, что такое скорость, почему в городе нужно ехать медленее, чем на трассе, и какая скорость на самом деле является безопасной.

Материал очень большой и требует неторопливого прочтения и осмысления. Поэтому, я разбил его на части. В первой части мы поговорим о том, с чем для водителя должна быть связана скорость в первую очередь, на что влияет скорость и почему скоростной режим в городе и на трассе должен отличаться.

Зачастую, мы оцениваем скорость исходя из позиции «чем быстрее еду – тем быстрее доеду», тем самым ставя уменьшение времени поездки над соображениями безопасности. Для грамотного водителя скорость должна быть, прежде всего, связана с понятием тормозного пути. Ведь чем быстрее мы едем, тем раньше мы должны заметить препятствие, чтобы успеть остановиться до него, а не в него. Давайте попробуем рассчитать тормозной путь и узнаем, какое расстояние проедет автомобиль, прежде чем начать эффективно тормозить. Формулу возьмем из действующего ныне ГОСТ Р 51709-2001:

Формула расчета тормозного пути

и адаптируем к реальным дорожным условиям, а именно введем t1. Итак, получившиеся величины:

V – начальная скорость автомобиля (в км/ч).

t1 – время реакции водителя. Экспериментально доказано, что среднее время реакции водителя составляет в среднем 1 секунду. Это время, за которое водитель успевает увидеть препятствие, оценить расстояние до него, принять решение (тормозить, а не объезжать) и перенести ногу на педаль тормоза. 1 секунда, заметьте, для не уставшего водителя, который в данный момент не отвлекся на магнитолу, беседу с пассажиром или “на попить”, который едет в светлое время суток и препятствие хорошо различимо. ГОСТ это время не учитывает, так как предназначен для проверки тормозной системы, а нам нужно применить его к реальной дорожной обстановке.

t2 – время срабатывания тормозной системы. От момента нажатия на педаль тормоза до начала замедления автомобиля проходит не менее 0.2 секунды – это для полностью исправной тормозной системы современного легкового автомобиля. С неизношенными тормозными дисками и колодками, с нормально настроенным “колдуном” (устройством, распределяющее тормозное усилие между передними и задними колесами).

t3 – время нарастания замедления. При торможении есть максимальное замедление, которое зависит от состояния дорожного покрытия, резины, массы автомобиля и тормозной системы в целом. Оно индивидуально для каждого автомобиля, мы будем пользоваться усредненными значениями, но на любой машине от начала срабатывания тормозов до выхода на максимальное замедление проходит не менее 0,3 секунды.

j — установившееся замедление автомобиля при торможении. Измеряется в метрах, деленных на секунду в квадрате. Оно зависит от покрытия. Усредненным значением является 5,2 м/с2 – берем из ГОСТ, которым пользуются эксперты ГИБДД, восстанавливая начальную скорость авто при аварии. Только замечу, что в современном ГОСТ этот параметр рассчитан для сухого покрытия, а вот в его предшественнике ГОСТ 25478-91 было еще и значение для мокрого асфальта. Разница составляла примерно 27%. Воспользуемся этой разницей и получим замедление для мокрого асфальта: 3,8 м/с2. Итак, для сухого берем 5,2 м/с2, а для мокрого 3,8 м/с2.

Казалось бы, какая фигня – доли секунды – чего их высчитывать? А оказывается, эти доли секунды складываются во вполне реальные метры. До того момента, как машина начинает эффективно тормозить, она проедет (1 + 0.2 + (0.3 * 0.5)) * 16,6 = 22,4 метра при скорости 60 км/ч (16,6 метров в секунду), и (1 + 0.2 + (0.3 * 0.5)) * 25 = 33,7 метров при скорости 90 км/ч (25 метров в секунду). Разница составляет более 11 метров.

А теперь давайте рассчитаем полный тормозной путь до неподвижного препятствия на сухом асфальте.

Тормозной путь со скорости 60 км/ч составляет 49,1 метра

Тормозной путь со скорости 90 км/ч составляет 93,6 метра

Обратите внимание, на нелинейное изменение тормозного пути: скорость увеличили на 30 км/ч, а тормозной путь вырос на 44 метра. Для справки: при скорости 120 км/ч до начала эффективного торможения автомобиль проедет 45 метров, а полностью остановится через 151 метр. Скорость увеличили в два раза, а тормозной путь более чем в три. Ну, и чтобы картина была полной, я свел в таблицу размер тормозного пути для разных условий:

Таблица значений тормозного пути в зависимости от состояния асфальта

Теперь, разобравшись, что такое скорость и имея на руках реальные цифры, давайте ответим на вопрос: а почему в городе скорость должна быть меньше, чем на трассе? Сначала вспоминаем про относительность на дороге: меры, которые мы принимаем, направлены на снижение вероятности попасть в неприятную ситуацию, но не убирают такую возможность вообще. Ровно, как и наоборот: небезопасные действия не обязательно приведут к плачевным последствиям. Какие опасности подстерегают нас в городе?

  • Вероятность появления на дороге человека намного выше в городе, чем на трассе. Кстати, помимо людей, в городах есть еще и собаки, кошки, куры, рядом с деревнями нередко пасутся козы и коровы. А они опаснее человека – даже если не сравнивать человека с животным по умственным характеристикам, то собака банально меньше человека.
  • Вероятность того, что кто-то будет поворачивать налево/направо в городе существенно выше, чем на трассе. Причем, это важно учитывать как для машин во встречном направлении, так и в попутном.

Уменьшение скорости в городе связано с желанием уменьшить вероятность попасть в аварию из-за пешехода, животного или неожиданно выехавшего/остановившегося автомобиля. Да, на трассе вероятность попасть в аварию из-за этих же факторов тоже существует, но она в разы меньше, чем в городе. Поэтому, снизив в городе скорость с 90 км/ч до 60 км/ч, я могу позволить старушке выпрыгнуть на дорогу на 44 метра ближе к моей машине – без плачевных последствий.

В заключение первой части я хочу вернуться к началу нашего разговора – к личным примерам. Так вот, в городе я реально езжу в диапазоне от 40 до 80 км/ч, не считая ТТК и МКАД. На пути “дом-работа” я давно выучил каждую улочку и знаю, где появление пешеходов вероятнее всего, а где живут стаи бродячих собак. В этих местах я реально снижаю скорость до 40 км/ч, особенно вечером на улице Гольянова (в сторону к набережной): солнце светит прямо в глаза, после работы и я уставший, и пешеходы, а на протяжении всей улицы 4 нерегулируемых “зебры”, да припаркованные машины. А на некоторых улицах могу спокойно ехать 80, так как это промзона, огороженная с одной стороны забором, а с другой гаражами. И считаю такой режим движения безопасным в современных условиях.

Во второй части мы поговорим о вождении в темное время суток, в плохих погодных условиях. Попробуем выработать оптимальную тактику движения, чтобы получалась безопасно и быстро. Именно в таком порядке.

Впервые опубликовано в моем livejournal

One comment

Добавить комментарий