Обзор нововведений в ПДД от 20 ноября 2010 или косметический салон для ПДД

…Пони бегает по кругу
И в уме круги считает…
(Ю. Мориц)

Нет, право слово, совсем не хочется сравнивать наши ПДД с Людмилой Гурченко пожилой дамой, которая молодится, делает подтяжки и не вылезает из косметических салонов. Поэтому давайте лучше вспомним детскую песенку про маленького пони, который очень хотел стать большой красивой лошадью. И посмотрим, какие изменение внесли наши мозголомы думатели в ПДД. Для тех торопыжек, которые не хотят читать много букв и подробно разбираться со всеми нововведениями, я сделал навигацию по наиболее значимым изменениям.

Начинаем с терминов и определений (пункт 1.2). Самое важное – понятие “обгон” ограничили только с маневром, связанным с выездом на встречную полосу (опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)). Теперь любые перестроения для опережения машин не являются обгоном, если маневр не связан с выездом на встречку. По сути, узаконили «шашки» на МКАДе – ведь даже «обгон справа» уже не впаяешь таким гонщикам. С другой стороны, теперь, при таких маневрах, не работает правило «не мешать тому, кто обгоняет» (п.11.3). Так же, для опережения не прописано, что делать, если автомобиль, которого хочется опередить, начал мигать левым поворотником (напомню, что 11.2 в таком случае обгон запрещает, ровно как и наоборот – если тебя уже начали обгонять, то езжай спокойно и не рыпайся). В итоге, отношения с «шашечниками» станут более напряженными. В целом, изменение задумано позитивно, но отсутствие четких правил опережения сводит полезность почти на нет. для торопыжек — следующее важное изменение

Из термина “Опасный груз” выкинули слово “природной”, оставив только “окружающей среде” – по сути, косметическая чистка и отшелушивание. Ввели понятие «Дневные ходовые огни» — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток. Подтягиваемся вслед за Европой. Цивилизованный мир уже начал серийную установку ходовых огней. Они отличаются от ближнего света тем, что не должны освещать, но должны светить. Если ближний свет изначально предназначался для освещения дороги в темное время суток (а значит, есть требования к формированию пучку, уровню освещенности определенных точек), то ходовые огни таких жестких требований не имеют. В их задачу входит сделать машину более заметной, особенно, в солнечную погоду, когда яркий свет огней должен перекрывать солнечные блики. Жаль, что реальные ходовые огни еще долго будут оставаться уделом премиум-класса.

Ввели термин «Ограниченная видимость» (видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами). Ранее ограниченной видимостью негласно считалось ограничение в 100 метров. Это идет из пункта 8.11, который запрещает разворот, если видимость дороги хотя бы в одном направлении менее 100 метров. Появление определения – отрадно, однако, оно очень расплывчатое. По нему любая дорога у нас в России – с ограниченной видимостью. Лично я не помню дороги, прямой, как стрела, которая бы уходила за горизонт, на ней бы не было ни одной встречной или попутной машины.

Закрепили термин «Опережение» — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства. Термин давно применялся де-факто. При наличии более одной полосы в одном направлении «бывший» обгон стал опережением, неважно, выезжает машина в другую полосу или нет. В этом есть часть негатива, так как на такие «опережения с перестроениями» не действуют правила для обгона — в частности, водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону повышением скорости движения или иными действиями, а при опережении можно спокойно давить на газ и не позволять себя опередить. Повторюсь: разделение понятий “обгона” и “опережение” – благо, сведенное на нет отсутствием четких правил опережения.

Добавили понятие “Препятствие”, сделав в нем одну явную ошибку, допускающую двусмысленность. «Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил. Выделенное жирным — очень интересное определение, особенно совместно с определением понятия «Вынужденная остановка» (п.1.2, — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге). В соответствии с пунктом 7.1, если при вынужденной остановке в месте, где останавливаться нельзя, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, то такой автомобиль вполне можно считать «остановившимся в соответствии с требованиями Правил». На этом могут наживаться нечистоплотные сотрудники, организовывая подставы. Способ борьбы – составление протокола, в котором указать, что экипаж ДПС, вместо того, чтобы убрать аварийное ТС с проезжей части или, в случае невозможности, обеспечить безопасный объезд, сидит в засаде. для торопыжек — следующее важное изменение

Из пункта 2.1.2 убрали возможность быть не пристегнутыми водителям и пассажирам автомобилей оперативных служб, а так же обучающимся вождению. Наконец-то обязали пристегиваться всех! Ведь никто никогда не отменял гражданской ответственности, если не пристегнутый пассажир «автомобиля оперативных служб» погибает при столкновении. А шанс такого исхода у не пристегнутого намного выше. Единственное, непонятно, как быть «пассажирам» в «Скорой помощи» — я не помню там ремней безопасности.

Пункт 2.2. в новой редакции позволяет не клеить наклейку «RUS”, позволяя обходиться такой надписью на номерном знаке. Насколько я знаю, приведение “де-факто” к “де-юро”.

В пункте 2.5 изменили термин “доврачебная медицинская помощь” на “меры для оказания первой помощи”. Дано более точное и единственно правильное в данном случае определение. Медицинскую помощь может оказывать только человек, имеющий на это право (врач, фельдшер). Ранее этот пункт противоречил статье 37.1 закона о Здравоохранении.

В пункте 4.7 разрешили пешеходам бросаться под колеса спецтранспорту с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом, так как заменили требование “уступить дорогу” (напомню, «уступить дорогу» это значит не создать таких помех, которые приведут к изменению скорости или направлению движения того, кому уступаем) на формулировку “пешеходы … должны незамедлительно освободить проезжую часть”. На мой взгляд, это некорректное изменение – от четкого термина к неясной формулировке. Явно здесь было продолжение “освободить проезжую часть с поклонами, снятием шапки и хвалебными песнопениями царю), но, видимо, окончание решили приберечь до следующей редакции.

Из пункта 6.3 — сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов… — убрали дополнение про черные контурные стрелки на красном и желтом сигнале. Думаю, просто хотят под это дело поменять светофоры, где сейчас есть контурные стрелки, на новые, с диодами. Соответственно, выделив на это денег из бюджета, соответственно… В общем, буду рад, если в данном случае окажусь неправ :)

К пункт 8.1 добавили более полное требование: при выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения. Это правильное добавление, ведь тот, кто нарушает, вполне может быть в безопасности, а вот для пешехода такой маневр может оказаться вполне опасным (а пешеход, напомню, является полноправным участником дорожного движения).

Добавили буквально 6 слов и 2 частицы к пункту 9.1, уточнив, что в случае отсутствия разметки, встречная полоса может быть только на дорогах с двухстороннем движением. Ранее данный пункт позволял на дороге с одностороннем движением без разметки “найти” встречную полосу.

Пункт 9.2. наконец-то изложили в точной формулировке: на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой. Очень важное дополнение, которое наконец-то делает не нужным судебные разбирательства по поводу «я повернул налево, а значит, пункт 9.2 не нарушил, так как при таком маневре нет понятия «встречной полосы».

Поменялся пункт 11, приобретя в названии слово “опережение”: “Обгон, опережение, встречный разъезд”. Как я уже писал, понятие «опережение» ввели, а вот правил опережения не добавили (кроме 11.5, регламентирующий опережение на пешеходном переходе), что плохо. Из других кардинальных изменений, связанных с обгоном, это изменение названия и трактовки знака 3.20 «Обгон запрещен» — «запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без колясок. Вновь разрешили обгонять тихоходов (напомню, что теперь это действие обязательно связано с выездом на встречку). Но не забывайте про разметку 1.1 «сплошная линия», пересекать которую по-прежнему нельзя. Зато можно спокойно спорить с инспектором, доказывая, что обгон тихохода разрешен, значит 12.15 часть 4 (нарушение правил обгона с лишением «прав») не применима, а применяться должна 12.16 (невыполнение требований разметки – 100 р). Других кардинальных изменений в пункте нет.

Одно из нововведений, которым нам СМИ прожужжало уши, но как всегда, навешав на них же лапши, является изменение формулировки пункта 13.9 “Круговое движение”. В случае, если перед перекрестком с круговым движением установлен знак 4.3 («Круговое движение») в сочетании со знаком 2.4 («Уступи дорогу») или 2.5 («Проезд без остановки запрещен»), водитель ТС, находящегося на перекрестке (т.е. на «кругу») пользуется преимуществом перед выезжающим на такой перекресток ТС. Самое главное изменение, которого нет: круг НЕ стал главным. Если есть только один знак «4.3» («Круговое движение»), то по-прежнему работает правило правой руки. А вот если видим на въезде «Уступи дорогу», то можно рассчитывать на то, что на всех въездах такой знак тоже висит, а значит по кругу можно ездить кругами и никто не должен бибикнуть. Специально проехал по нескольким дорогам с кругами, где ранее не было знаков «Уступи дорогу». Больше чем на половине поставили! Водители еще не привыкли уступать со въезда, но помнят – два раза меня пропускали (хотя и с практически экстренным торможением в обоих случаях, хотя аварийной ситуации я не создавал). Не забывайте, еще есть российская традиция – знак сперли/упал/смотрит не в ту сторону – никого это не колышет. Поэтому будьте внимательны при движении по якобы главному кругу – может так оказаться, что о том, что он главный, будете знать только вы.

Следующие возмутительное, на мой взгляд, изменение связано с корректировкой пункта 14.1. Ранее, при приближении к нерегулируемому пешеходному переходу водитель был обязан уступить дорогу пешеходам, а теперь “снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода”. Возмущает меня очередная замена четко определенного термина “уступить дорогу” на формулировку “снизить скорость или остановиться”. Вместо того, чтобы запретить нерегулируемые пешеходные переходы на дорогах, где более 2 полос в одну сторону (например, на Комсомольском проспект по 4 полосы в каждую сторону и 3 нерегулируемых перехода – машины там мчат под 80-100), заставляют водителей тормозить у каждого столба, по сути. Создавая пробки и аварийные ситуации, связанные с экстренным торможением. В целом, рекомендация одна – при приближении к пешеходному переходу будьте внимательны, чтобы не пропустить как пешехода, так и экстренно тормозящего впереди товарища. для торопыжек — следующее важное изменение

Пункты 19.5, 19.11 наманикюрили и напедикюрили, описав применение понятия “ходовые огни” и изменив описание режима световой индикации при обгоне с учетом, что «ближний» теперь всегда включен.

Пункт 22.9 “Перевозка детей” – из формулировки удерживающего устройства убрали слово «специальный», оставив формулировку «только с использованием детских удерживающих устройств». Реальный шаг назад. Вместо того, чтобы раскрывать понятие «специальный» (разрабатывать ГОСТы, устанавливать сертификацию и т.п.) слово «специальный» убрали. Теперь я могу посадить ребенка маме на руки, связать маме руки веревочкой и пусть мне докажут, что моя веревочка не является «детским удерживающим устройством». Не нужны России дети, ох, не нужны. Только процесс. Жаль. для торопыжек — следующее важное изменение

Из пункта 24.2 убрали требование «двигаться только по крайней правой полосе» для мопедов, велосипедов и гужевых повозок, оставив только требование «двигаться в один ряд возможно правее». Логичное косметическое изменение, убирающее противоречие со следующей фразой в данном пункте, про возможность движения по обочине.

В дополнение к правилам «дорожная разметка», пункт 1.25 внесли корректировку, по которой теперь при противоречии требований знаков и разметки всегда следует руководствоваться требованием знаков (ранее это действовало только для временных знаков). Очень важное и нужное дополнение, особенно в слякотно-зимние периоды, когда разметка видна крайне редко.

Давайте подведем итог. Перед пешеходами тормозим и останавливаемся, круг МОЖЕТ становиться главным, если на въездах повешены знаки «Уступи дорогу», обгон — только с выездом на встречку, «шашки» — можно, объезд машины, стоящей на аварийке с выставленным знаком по встречке может обернуться лишением прав. В целом, никаких кардинальных изменений не произошло, спорные моменты до конца не убрали, новых наплодили. Все как всегда. О вводе понятий “опасная езда” или запрете выполнения нескольких перестроений за один маневр до сих пор можно только мечтать. А значит, шансов, что безопасность на дорогах повысится, ничтожно мало. Остается только гордо ездить по кругу, пока на одном из въездов знак “уступи дорогу” не залепит снегом, считать в уме круги и мечтать стать как пони лошадью, вертолетом.

Впервые опубликовано в моем livejournal

Добавить комментарий