Дурака учить – только портить

Не секрет, что почти каждый человек считает себя экспертом по многим вопросам: как управлять страной, как воспитывать детей, как должны играть футболисты – список может быть очень длинным. Так и в среде водителей можно выделить вечные темы для дискуссий: как избавиться от пробок, почему на асфальте колея, роль ГИБДД в дорожном движении – список может получиться ничуть не меньше. Я не исключение и поэтому хочу предложить на ваш суд свои наблюдения и предложения на извечную тему: как повысить безопасность на дороге силами ГИБДД.

Сколько раз ловил себя на мысли, что движение по загородной трассе напоминает игру в «кошки-мышки»: мы мчимся с максимально возможной скоростью, пытаясь разгадать, нет ли гаишной засады за следующим поворотом. А сумев вовремя затормозить и не попасться, радостно жмем снова на газ: «Врешь, не возьмешь!». Еще и моргаем встречным: «Бойся, впереди засада». И удовольствие от осознания того, что оставили инспектора «с носом» разливается по всему телу. Знакомый сценарий, не правда ли? Получатся, что сидя в засаде, инспекторы ГИБДД сами нас провоцируют на такую вот игру – все помнят азартные детские «прятки». А ведь у них задача совсем в другом: сделать так, чтобы водители двигались по правилам, не нарушая скоростной режим. Так почему бы инспектору не встать так, чтобы его было хорошо видно? Видя инспектора, водители будут сбавлять скорость до разрешенной. Заметьте, весь поток будет сбавлять. Ведь сейчас, обнаружив засаду и видя, что «касса занята» (уже стоят два-три пойманных нарушителя), мы, зачастую, и не сбавляем ход – все равно уже не остановят. Если инспектор с радаром будет хорошо виден и заметен, то игра в «кошки-мышки» теряет свой смысл – азарта уже не будет. А если такие мини-посты на сложных и аварийноопасных участках будут стоять через каждые один-два-три километра, то и разгоняться между ними не будет никакого смысла. А значит, мы достигнем главной цели: снижения скорости потока до разрешенной и, как следствие, понизим аварийность. Правда, при этом сильно упадет количество взимаемых штрафов. Но кто сказал, что целями ГИБДД является взимание штрафов?

Раз уж мы заговорили о штрафах, давайте продолжим эту тему. Чем нас наказывают? Рублем. С одной стороны правильно: рублей много не бывает, всегда на что-то не хватает. С другой стороны, в современном обществе есть ресурс, который намного более ценен, чем деньги. Это время. Почему бы не ввести такое наказание, как «лекция»? Представьте, что у вас за нарушение скорости более чем на 20 км/ч отбирают права и обязывают прийти на 40-минутную лекцию в ГИБДД. После которой права вернут. А на лекции рассказывать можно много о чем: о выборе скорости, о проблемах современных автомобилей (помните, по АБС, которая может навредить?), о пользе ремня безопасности, о перевозке детей. Да просто можно разбирать задачки на знание ПДД – такие лекции будут особенно актуальны после внесения изменений в ПДД. Причем, эти лекции должны быть открытыми, на них должен смочь прийти любой желающий. Среди людей, которые сами хотят чему-то научиться, осознают проблемы на дороге, нарушителям будет сложнее занимать антагонистическую позицию и проще будет перебороть себя в осознании и принятие своей ошибки. Так же, не забывайте, что бизнесмену потратить в сумме часа 3 своего личного времени может быть гораздо дороже, чем отдать пару тысяч штрафа. А значит, стимул не нарушать будет гораздо сильнее, чем в случае только денежного штрафа.

Мне кажется, что именно такие простые меры позволят ГИБДД выполнять свою основную функцию. А не превращаться в институт машинного доения.

P.S. Недавно узнал, что в Беларуси лекции в роли наказания уже ввели. И те, кто через это прошел, в один голос заявляют, что наказание реально работает – после него нарушать хочется меньше. Вот бы где опыт перенимать!

Впервые опубликовано в моем livejournal

Добавить комментарий