Едем в дальний путь или “а теперь со всей этой фигней мы попытаемся взлететь”

Едем! Ах, сколько эмоциональных красок в этих четырех невзрачных буквах. «Едем!» — и сразу вдыхается полной грудью, а взгляд устремляется сквозь стены к неведомым далям. «Едем!»  — и вот уже бежит перед мысленным взором залитое солнцем полотнище шоссе, упирающееся упругим боком в голубой край неба.  «Едем, едем, едем!» — хочется повторять снова и снова. Но что же взять с собой в длительный путь? Как сделать авто-путешествие безопасным? Давайте разберемся вместе.

Начнем с маршрута.
Нарисовать пунктиром путь от начальной до конечной точки недостаточно. Нужно подготовить еще:

— Список адресов больниц, отделений милиции и их телефоны.
Просмотрите крупные города на пути вашего следования. Телефон и адрес центральной больницы может оказаться полезными, равно как и прямой телефон отделения милиции. Универсальные «02» и «03» не всегда работают корректно: вы можете попасть в областной центр и прождать «скорую» оттуда минут 40, в то время как местная «скорая» будет на месте уже через 10 минут. К тому же, не все мобильные умеют набирать номера, начинающиеся с «0». На некоторых можно побороть это явление, набирая «002» или «003», а на некоторых моделях это неразрешимая задача. Можно пробовать набирать «112», но он, зачастую, ведет к пожарным, которые не всегда могут переключить на нужную службу.

— Список заправочных станций.
Посчитать километраж и прикинуть, в каких районах будете заправляться. Интернет позволяет найти и адреса «заправок», и узнать у «аборигенов», на какой АЗС бензин более качественный. Особо актуально при удалении от крупных населенных пунктов или тогда, когда путь проходит не по федеральным или региональным трассам, а по дорогам местного назначения. Я лично попадал в ситуацию, когда на 150 км пути не было ни одной заправки.

— Карту и «легенду» маршрута.
Чем карта подробнее, тем она лучше. У меня был опыт, когда карты не было вообще, навигатор показывал общее направление «на северо-восток», а указатель был только один и тот, на въезде в конечную точку маршрута. Если вы не фанаты таких развлечений, то советую не только запастись картой, но и выписать на листочек «легенду»: проехать 150 км, свернуть направо на «Кривой рог», в «Кривом роге» держим путь на восток, на трассу «Кривой рог — Прямое копыто», перед «Прямым копытом» уйти налево. Даже если вы едете со штурманом, то так гораздо проще будет ориентироваться в незнакомой местности. Вообще, когда куда-то едете первый раз, то лучше всего поискать в интернете информацию о местных особенностях движения и отчеты путешественников. С их помощью можно узнать, в какое время на каком участке бывают пробки, а значит, спланировать время движения так, чтобы ехать, а не стоять.

Перейдем плавно к водителю.
Говорить категорично, что «лучше ездить только днем» или «лучше ездить только ночью» не стоит. У каждого человека есть свое любимое время для движения. Не стоит забывать и про особенности движения на маршруте — мы говорили о них в прошлом абзаце. Однако, в любом случае, лучше спланировать поездку так, чтобы рассветное и закатное время приходились на тот отрезок пути, когда водитель или бодр и собран, или когда спит на обочине в заглушенной машине. Это самое опасное время суток для движения, когда небо светлое, а дорога (особенно, которая окружена лесополосой) еще очень темная. Зрачок глаза сужается, настраиваясь на светлое небо, и водитель перестает различать детали на дороге. Вплоть до того, что становится невиден переход дороги в обочину, особенно после дождя. И фары в этой ситуации плохой помощник — зрачок-то сужен.
Теперь о роли пассажира.passanger
Самая главная задача пассажира — не раздражать водителя. Оставьте всякие серьезные разговоры на потом. Тем более нельзя выяснять отношения или вспоминать старые обиды. Обязательно договоритесь с водителем, нужны ли ему подсказки: о том, какой знак только что проехали, сколько километров осталось до цели, куда поворачивать. Кого-то раздражает вопрос пассажира: «Ты видел, что мы проехали знак 70?», а кто-то наоборот — поблагодарит. Постарайтесь не реагировать на нештатные ситуации эмоционально: зачастую, водитель видит и контролирует ситуацию, которая пассажиру кажется нештатной. Не стоит кричать на обгоне: «Мы не успеем, мы не успеем» — успеть не поможете, а вот от выбора правильного действия отвлечете. Все это можно выразить одним словом: доверие. Доверяйте вашему водителю. Предлагайте свою помощь, но не делайте это навязчиво. Особенно, когда водитель имеет не очень много опыта. Доверьте ему самостоятельно делать выбор и принимать решения. Видя спокойствие и доверие пассажира, он сможет сосредоточиться на дорожной ситуации, а не думать: «если я сейчас пойду на обгон, что мне на это скажут?». Тогда движение будет максимально безопасным.

Авто-путешествие было бы не авто, если бы происходило без автомобиля. И, конечно же, первая забота о нем. О банальных вещах, вроде того, что все колеса должны быть одинаково накачены, «запаска» соответствовать сезону и лежать накаченной в багажнике я не буду — мы с вами водители правильные, следим за этим и помимо дальнего пути.

А в дальнем пути могут пригодиться вот какие вещи:
— Технологические жидкости: моторное масло, антифриз (или тосол), тормозная жидкость.

Я стараюсь иметь по баночке каждой жидкости, если мой путь будет проходить или по малолюдным (даже, скорее, малопроезжим) местам, или большей частью ночью. Поломки такого рода явление нечастое, если не сказать, редкое. Но я предпочитаю не рисковать. Благо, много места в багажнике не занимают, а срок годности у закрытых канистр очень большой.

— Жидкость для омывателя лобового стекла.
Зимой — понятно. Воду не зальешь — замерзнет в жиклерах, с места не успеем тронуться. Летом проблема другая. Смесь выхлопных газов, паров бензина, частичек несгоревшего масла и насекомых-камикадзе смыть с лобового стекла обычной водой практически невозможно. Поэтому я рекомендую использовать специальные жидкости даже летом. И всегда иметь запасную канистру — лицезреть внутренности жука перед носом не самое интересное для водителя.

— Новые свечи зажигания и свечной ключ.
Имеют смысл, когда едете зимой в холодную местность, и летом, когда маршрут пролегает по местам с сомнительным топливом. Про запуск двигателя зимой поговорим в другой раз, а о топливе сейчас. Свечи первыми страдают от некачественного бензина — режим поджига неоптимален, смолы и несгоревшие остатки оседают на них, что приводит к пробою диэлектричекого сердечника, а значит, смесь не поджигается. Смесь не поджигается — страдает весь двигатель, вплоть до выхлопной системы. Поэтому, если уж «глотнули» некачественного бензина, то после заливки качественным не поленитесь выкрутить свечи и при необходимости заменить их на новые — последствия знакомства мотора с некачественным горючим будут легче.

— Фонарик и комплект запасных батареек.
Самые классные фонарики для автолюбителя — это те, в которые встроена динамомашина и которые могут работать без батареек. Тогда голова не болит по поводу этих вечно-кончающихся-в-самый-неподходящий-момент элементах питания.

— Сухой паек из непортящихся продуктов, вода, теплое одеяло.
Не всегда автомобиль может продолжать движение своим ходом. А машины с «автоматом» буксировать можно только на очень малые расстояния. Поэтому, процесс ожидания подмоги может быть долгим. Не стоит рассчитывать и на печку. Если лопнет ремень генератора (или он сам «сдохнет»), то двигатель не долго будет работать. А значит, и тепла будет немного. Даже летние ночи могут быть прохладными, что уж говорить о других временах года.

Ну что же, «были сборы недолги, от Кубани до Волги» — хоть мы и не имеем прямого отношения к коннице Буденного, сборы, обычно, очень напоминают строки этой песни. Давайте теперь поговорим о тех неприятностях, которые могут нас подстерегать в самой поездке.

Спущенное колесоУстановка знака аварийной остановки
Самая распространенная поломка во время дороги — это спущенное колесо. О том, как понять во время движения, что колесо спущено, и как его поменять будет отдельная статья, а мы поговорим о безопасности во время его смены. Знак аварийной остановки — это не просто прикольная штучка. Именно с его помощью мы можем обезопасить (до известной степени) себя в процессе смены колеса. Задача знака — предупредить едущие машины, что впереди препятствие и нужно быть очень внимательными. В дальней поездке, когда мы двигаемся в основном по загородным трассам, это становится вдвойне актуальным. Дальняя дорога расслабляет, утомляет и усыпляет. При равномерном движении внимание и бдительность падают. Стоящий на обочине автомобиль утомленный водитель, скорее всего, заметит, а вот склонившегося к колесу человека — не факт. Помните детские страшилки? Темным-темным вечером, у темной-темной машины, человек в темной-темной одежде меняет темное-темное колесо. Чтобы страшилка оказалась-таки с добрым концом, не поленитесь купить жилет со светоотражающими полосками — в таких, обычно, дорожные рабочие ходят. Он имеет яркую окраску, и вы будете намного заметнее. А знак аварийной остановки нужно ставить не прямо за машиной, а сместив на метр-полтора в сторону транспортного потока — именно на этом расстоянии от машины появится относительно безопасная зона.
Перегоревшая лампа ближнего света
Следующая по частоте неисправность — перегоревшая лампа ближнего света. По закону подлости перегорает именно левая, которая нам нужнее всего — она освещает дорогу перед водителем. Если нет запасной лампочки, то имеет смысл остановиться у ближайшего магазина запчастей. Лампочки для разных машин унифицированы по виду цоколя, поэтому подобрать нужную лампу не должно составить большого труда. Если встреча с магазином предстоит нескоро, а дорога незнакомая, то имеет смысл поменять местами исправную правую и неисправную левую лампочки. Пусть дорогу освещает левая фара — видимость улучшится.
Следим за чистотой стекол
В межсезонье, когда на дорогах слякоть, совсем нелишним будет иметь в багажнике канистру с незамерзающей (или летней «омывайкой», если холода не наступили) жидкостью. Любой обгон — и вот уже все стекло покрыто мелкозернистой грязью. Не рекомендуется стирать подсохшую грязь «дворниками» — это приведет к микроцарапинам на стекле и стекло достаточно быстро помутнеет. Обязательно смочите грязь жидкостью, «побрызгав» на стекло «омывайкой». При частых обгонах бачок опорожняется быстро, поэтому старайтесь всегда иметь то, чем его заполнить, про запас.

В мокрую, но теплую погоду все наверняка сталкивались с запотеванием стекол, особенно, если в машине много народу. Включая «печку» и направляя поток на стекло, мы не всегда добиваемся эффекта распотевания: чтобы конденсат исчез воздух, которым мы дуем на стекло, должен быть сухим. Чтобы осушить воздух нужно либо включить «печку» на программу «жарить» (регулятор температуры повернуть на «самый горячий»), либо включить кондиционер. При охлаждении из воздуха удалятся влага, причем, гораздо эффективнее, чем при нагревании. Поэтому охлажденный воздух очень сухой — стекло очищается буквально на глазах! При этом, не обязательно регулятор температуры «печки» ставить на «самый холодный», как летом. Наша отопительная система устроена так, что сначала воздух проходит через радиатор кондиционера (охлаждается), а потом уже через радиатор «печки» (нагревается). Это дает нам возможность устанавливать комфортную теплую «погоду» в салоне даже с включенным кондиционером.

Несколько слов об отдыхе
Для того чтобы долго ехать, нужно периодически делать остановки. Монотонность дороги усыпляет. Самый лучший способ взбодриться — выйти и сделать несколько активных физических упражнений. Приседания, наклоны, повороты корпуса и взмахи руками включают циркуляцию крови по затекшим мышцам, устраняя из нашего мозга сонливость. Но если после разминки уже через 5 минут хочется закрыть глаза — значит нужно останавливаться и погрузиться в объятия Морфея. 30-40 минут спокойного сна вернут бодрость и позволят безопасно продолжить путь. Всякие «попить», «съесть шоколадку», «потереть уши» практически не работают. Так же, не стоит уповать на энергетические напитки. Те, на кого они действуют, и впрямь чувствуют прилив силы и бодрости, но энергия берется не из напитка. Напиток лишь катализатор процесса, энергия берется из самого организма, изнашивая его в ускоренном темпе. Получив 40 минут бодрости нам нужно будет гораздо больше времени для отдыха, чтобы восстановить потерянные в «турбо-режиме» силы. Поэтому спать, спать и еще раз спать. Даже днем не стоит гнушаться послеобеденным сном, особенно, когда жарко.

Выбирать место для остановки нужно так, чтобы не было шансов у злоумышленников совершить какие-то противоправные действия. Хорошо подойдут места неподалеку от постов ДПС, площадки около заправок. Не рекомендуется останавливаться на обочине — всегда остается риск, что машину не заметят. Так же опасен работающий двигатель — если ветер будет дуть сзади, то выхлопные газы будут затягиваться в салон. Это грозит отравлением и даже удушением (с летальным исходом). Помните, в первой части мы говорили про подушку с одеялом? Вот теперь мы их достаем, укрываемся, выключаем машину и 30-40 минут у нас, обычно, есть, даже зимой при умеренном морозе. И не забываем закрыть все двери!

Помоги, но не навреди
Отдельно хочу поговорить о взаимопомощи на дороге. О том, что помогать нужно, думаю, можно не говорить. Но помогая нужно помнить о двух вещах: о безопасности и о принципе «не навреди». Одно время были популярны ограбления, когда на малопроезжей трассе стояла миловидная девушка в красной шапочке у машины с пробитым колесом. Когда горящий желанием помочь рыцарь останавливался, из кустов выскакивали серые волки совсем уже другие персонажи и хорошо, если незадачливый рыцарь оставался живым и здоровым после встречи с ними. Расцвет этой схемы пришелся на конец 90-х годов, я давно не слышал, что такие преступления имеют массовый характер, но кто предупрежден, тот вооружен. Поэтому будьте бдительны: останавливайтесь так, чтобы впереди не было помехи и всегда можно было бы уехать; не выходите сразу из машины, поговорите с «бедолагой» через окошко, не глуша двигатель, оглядитесь. Лучше показаться невежливым и уехать, отказавшись помочь, чем попасть в криминальную хронику.

Принцип «не навреди» заключается в том, что прежде чем помочь, узнайте все о поломке, о неисправности и подумайте, сможете ли вы оказать квалифицированную помощь. Не так редко незадачливые рыцари роняли с домкрата машину леди, пытаясь открутить гайки, вывесив колесо, а не пока оно было на земле. Я сам, согласившись отбуксировать машину у которой кончился бензин до заправки, лишь на заправке с ужасом понял, что машина была с автоматической коробкой передач. Такие машины можно буксировать лишь на малой скорости, 40 для них уже многовато. Я знал об этом, но забыл спросить у владельца, какая у него коробка, а сам он не знал этих тонкостей. Помните: оказывая помощь, вы берете часть ответственности на себя. Причем, больше моральную ответственность, нежели материальную. А моральная ответственность всегда давит сильнее.

И напоследок, самое главное. Воспринимайте дальнюю дорогу как путешествие. А в путешествии мы, обычно, не спешим, осматриваем окрестности и достопримечательности. Так же нужно поступать и в дороге. Комфорт и спокойствие, как водителя, так и пассажиров — вот, что самое главное. А не максимальная скорость или рекордно короткое время.

Впервые опубликовано на портале «Правильный водитель» (часть1 и часть 2)

Добавить комментарий