Рисуем листовку к выставке – по шагам от начала до конца

Прошлой осенью мы получили возможность принять участие в выставке “Недвижимость 2009”, которая традиционно проходит в ЦДХ. Хочу рассказать о том, как я делал рекламные листовки. От идеи до воплощения. Многие компании еще не дошли до такого уровня, когда можно обратиться в топовую студию и сказать просто “сделайте мне листовки” – и все. Чтобы получить качественный продукт нужно потратить массу сил. Надеюсь, моя история поможет тем, кто только начинает заниматься подобными вещами, получить на выходе то, за что минимум не стыдно.

Задача: привлечь внимание к порталу по недвижимости, рассказать о многообразии сервисов, сделать так, чтобы читатель в итоге зашел на портал.

Средства: двусторонняя листовка формата А4.

Этапы работ: 1. Придумываем концепцию. 2. Пишем ТЗ. 3. Работаем с макетами от дизайнера.

По катом подробное описание каждого этапа с картинками.

Придумываем концепцию. Это самый важный этап. Ни один дизайнер не разбирается в предметной области лучше, чем вы. А значит, именно вы должны сказать дизайнеру, какие “фишки” могут зацепить целевую аудиторию. Кстати, о том, кто будет целевой аудиторией дизайнеру сказать должны именно вы. В моем случае целевой аудиторией являлись все посетители выставки. Листовка должна содержать описание портала, основных его сервисов и возможностей. Звучит скучновато. Значит, будем разбавлять скукоту содержания интересной формой. Лицевая сторона листовки должна остановить взгляд посетителя, “позвать” его подойти поближе, взять в руки в конце концов. Значит, на лицевой стороне не должно быть многих ярких пятен. Должно быть одно – именно то, которое зацепит взгляд. Не должно быть много информации – вся поверхность должна восприниматься как единый объект. Меньше текста, больше графики – графический образ будит значительно больше эмоций, чем непрочитанный текст. А вот на оборотной стороне как раз можно размещать уже больше текста – раз человек взял листовку в руки и перевернул, то он уже готов и прочесть несколько строчек. Однако, скучного текста быть все равно не должно – достаточно будет, если человек просто поймет, что на нашем портале всего много и это все интересно. А для этого не обязательно читать список из десяти пунктов.

Когда общее понимание того, что нужно придумывать для лицевой и для оборотной стороны сформировалось, начинаем думать над конкретными примерами. Что, в основном, интересует того, кто ищет информацию о недвижимости в интернете? На мой взгляд, максимально точная информация. Значит, буду делать акцент именно на этом. В результате мозгового штурма придумываю концепцию “Ищешь недвижимость в интернете? Реальная недвижимость на портале realto.ru”. Чтобы было понятнее, рисую вариант ее реализации.

Иллюстрация идеи "реальная недвижимость на портале realto.ru" Так же, очень важно донести информацию, что на нашем портале есть данные по всем видам недвижимости – сайтов, которые специализируются только на вторичке или только на коммерческой значительно больше, чем порталов, где представлены все виды. Это наше преимущество и надо на нем делать акцент. Причем, графическое изображение здесь не прокатит. Мало того, что у нас уже есть графика для реализации, так еще нельзя допустить двойственности толкования. Если человек занимается офисами, то он должен понять, что офисы у нас есть. Если занимается складами, то точно так же должен понять, что ему к нам. А если занимается всей коммерческой недвижимостью, то ему просто прямой путь на наш портал. При этом, не забываем, что много скучного текст быть не должно. Придумываю форму “нескучного текста”.

Нескучный текст

С оборотной стороной сложнее. Нужно показать многообразие сервисов портала, при этом не превратить ее в скучный перечень пунктов. Значит, нужно придумывать форму. После мозгового штурма рождается две концепции: “диаграмма Исикавы” и “настольная игра”.

Диаграмма ИсикавыНастольная игра

В первом случае информация предстает в достаточно удобном виде, а во втором должно быть интересно ее разглядывать. К тому же, я не помню, чтобы кто-то делал рекламные материалы в виде игры. Значит, оригинальность идеи должна сработать в плюс – внимания к листовке будет больше, нежели к чему-то однотипному.

Пример технического задания на листовку Пишем ТЗ. В техническом задании, которое отправляется дизайнерам, нужно подробно рассказать о своей компании и о той предметной области, в которой она работает. Нужно рассказать, кто является потенциальным потребителем листовки, почему он должен пойти именно к вам, а не к конкуренту. Это очень важно, ибо именно на конкурентных отличиях стоить делать акценты, чтобы не получить абсолютно безликого продукта. Я в свое ТЗ, помимо рассказа, включил придуманные концепции и описания того, из чего эти концепции родились. Причем, это даже важнее, потому что зная концепцию, дизайнер может предлагать свои собственные варианты реализации, а не зажиматься в рамки того, что ему предлагает заказчик.

После этого общаемся с дизайнерами, комментируем непонятные им моменты в ТЗ и убеждаемся, что дизайнер понял, что от него хотят. Я, обычно, прошу своими словами рассказать, что нужно делать – так легко понять, уложилась ли информация у собеседника в голове именно так, как надо. В моем случае, я общался с менеджером дизайн-студии, а не с самими дизайнером. Это сыграло злую шутку – в итоге мне пришлось все объяснять дважды.

Теперь по срокам. Первые эскизы нужно получить минимум за месяц до даты “Ч”. Иначе в цейтноте рискуете потерять в качестве. Забегая вперед, скажу, что из-за того, что работы были начаты за две недели, мы не отрисовали нужную нам картинку, а взяли изображение из фотобанка.

Первый эскиз. О, это самый волнительный момент – увидеть свою идею в реальном воплощении. В моем случае это был шок.

Первый вариант лицевой страницы

Вариант сопровождался комментарием дизайнера, который менеджер заботливо сохранила при пересылке (цитирую дословно): “Не стал перечислять что такое недвижимость, иначе листовка превратится в мусор… весь мусор на обороте будет. В листовке должно быть минимум информации, только четкие и понятные слова.”

Сказать, что я был зол – не сказать ничего. Но собираю волю в кулак, и начинаю объяснять уже дизайнеру, почему “мусор” очень важен для нас и он необходим именно на лицевой стороне. Обращаю внимание, что скопипастенные деревья около дороги из ниоткуда в никуда это полная хрень, что говорящий гриб из ноута (или это бабочка вдруг начала вещать) заставляют задуматься о том, какие грибы кушал дизайнер. Напоминаю, что должен в картинке участвовать браузер – именно он ассоциируется в первую очередь с интернетом. Дизайнер внял мольбам и прислал второй вариант.

Второй вариант лицевой стороны

Во втором варианте стало значительно лучше, однако, дизайнер все-таки превратил в мусор то, что считал мусором. Правда, заметил я это только после того, как рассмотрел внимательно ноут. Красивый, зараза. И места занимает процентов 50, наверное. Жаль, что мы не торгуем ноутами. Прошу дизайнера убрать ноут вообще, оставив только браузер. Помните концепцию? Только один объект, который “цепляет” глаз. У нас такой объект – нереальная недвижимость в виде гриба-домика. Ноут отвлекает внимание от него, а значит наш посыл не читается.

Дальше работаем с результатами поиска. Проведя опрос в офисе подтвердил свои подозрения: почти все на вопрос “Что нашли в интернете?” ответили “Домик”, а не “хрень какую-то”, как изначально ставилось в задаче. Причиной этого служит фотореалистичное изображение – мы подсознательно воспринимаем то, что на нем, как объект реального мира. Нам нужно от этого уходить, поэтому прошу дизайнера сделать рисованные, а не фотореалистичные объекты.

Попутно отказываюсь от идеи размещения фразы “В свободном доступе…” (требование к ее наличию было в ТЗ) – она загромождает картинку, отвлекая читателя от главной мысли. Получаю третий вариант.

Третий вариант лицевой стороны

Ага, дизайнер, чтобы не мучаться, взял картинки из моего примера. Сообщаю ему, что эти рисунки взяты из интернета, у них есть реальные правообладатели и нужны только для демонстрации идеи. На итоговых вариантах их быть не должно. Попутно стараюсь придумать еще образов, для иллюстрации идеи “искали недвижимость – нашли фигню”:

— Навес из картонной коробки или просто картонная коробка – как показывают жилища бомжей где-нибудь в Америке. Коробка, дном кверху, из-под нее торчат ноги, а сверху табличка: «сдам комнату недорого».

— Тюремная камера и нары. Табличка: «Сдаю на длительный срок. Хороший вид из окна».

— Панцирь черепахи или улитки.

Получаю заверения, что “мы подумаем” и “все будет хорошо”, и успокаиваюсь (знал бы, чем это обернется!). Сосредотачиваю свое внимание на том, что шапка и надпись “Ищите…” – горизонтальная, а потом все вдруг поехало по диагонали. Так же, разная стилистика фраз “Ищите…”  и “Реальная недвижимость…” создает ощущение их разобщенности между собой, в то время, как у нас задача диаметрально противоположная – сделать их единым целым. Да и сама по себе надпись “Реальная…” не читается.

Радуюсь, что дизайнер нашел хорошее решение для видов и типов недвижимости, однако, различия между коммерческой, загородной и жилой недвижимостью должны восприниматься более четко. Прошу добавить цветовое кодирование. Попутно сомневаюсь в желтом цвете – на моем мониторе он выглядит очень уж ядовитым. Получаю вариант №4.

Четвертый вариант лицевой стороны

Да уж, не предполагал, что наш фирменный цвет, когда его так много, производит удручающее действие. Смотрю на предыдущий вариант – на фоне этого он кажется совсем неплохим. Вечером, придя домой, распечатываю предыдущий на цветном принтере – на бумаге цвет смотрится совсем неплохо. Решено, возвращаемся к предыдущей цветовой гамме.

Надписи “Ищете…” и “Реальная…” наконец-то написаны так, как надо. Подчеркивание последней намекает на то, что это ссылка, ровно как и надписи на стрелках. Прошу зеленую стрелку сдвинуть левее, чтобы она начиналась из-за обреза страницы – вкупе с правым краем красной и нижнем крем голубой они создадут ощущение, что лента из этих стрелок бесконечная и мы видим только ее кусочек.

Сосредотачиваю внимание на браузере. Зачем там столько деталей – менюшки сверху, панель задач снизу? Чтобы было понятно, что это браузер, достаточно двух кнопок: “вперед” и “назад”. Ну, можно еще кнопку с домиком — “домой” – и уже будет понятно, что это браузер. Так же, меня смущает фраза “Поиск недвижимости” и кнопка “Старт”. На мой взгляд, это тоже лишние детали – если оставить только фразу “результаты поиска”, то и так будет понятно, что до этого уже нажали на кнопку “Искать”. Нам же важны именно результаты, а не процесс поиска, поэтому тоже режем. Отправляю все свои замечания дизайнеру.

Следующие несколько итераций были посвящены трансформации браузера. И пока меня не устроил результат, я не “слез” с дизайнера.

Трансформация браузеров

Это все непринятые изображения, финальный браузер будет уже на финальной картинке. А сейчас хочу рассказать о ситуации с объектами “нереальной недвижимости”, которые можно найти в интернете. Когда до сдачи осталось два дня, а рисунков вместо теремка и варежки мне так и не прислали, я обратился напрямую к директору дизайнерской конторы. Тут выяснилось, что для иллюстратора нужно дней 5-7, чтобы отрисовать желаемое. Видимо, одна рука не знала, что делает вторая. Пришлось срочно лазать по фотобанкам и искать необходимые изображения. В итоге купили дом-сапог и избушку на курьих ножках. В целом, объекты получились неплохие, но иллюстратор смог бы им добавить какой-то антураж, чтобы они не были просто прилеплены к белому листку. Но, увы, этот момент я упустил – отрисованные объекты нужно требовать намного раньше, чем объекты коллажа. В итоге получаем финальный вариант.

Финальный вариант

Обращаю внимание дизайнера на то, что у сапога тень есть, а у избушки тени нет, дизайнер клятвенно обещал, что в финальном макете тень от сапога уберет. И в самом деле убрал. А вот на отражении тень убрать забыл. Вывод – ничему не верьте наслово. Все проверяйте самостоятельно от и до.

С оборотной стороной литовки все было несколько проще. В основном потому, что уже был реальный цейтнот. Началось все, естественно, совсем не с того, что было написано в ТЗ.

Первый вариант оборотной стороны

В ходе обсуждения, пришли к выводу, что вариант с игрой наиболее интересный. Это вид того, как дизайнер изобразил игру. Нахожу несколько ссылок, как выглядят игровые поля настольных игр и отправляю дизайнеру. Второй вариант оборотки уже внушал оптимизм.

Второй вариант оборотной стороны

Собственно, это уже похоже на игру. Теперь прошу заменить иконки, которые у меня не ассоциируются с названиями пунктов: “мирный атом” на “свиток” у “тайных знаний”, “горн” на “шляпу бакалавра” у “помощи зала”, “дом” на “справочник” у пункта “от а до я”, “торт” на “набор конфет”. Особенно мне понравился дом со статуей – в нем явно прослеживается отношение дизайнера к моей персоне. Убираем, а вместо него пишем финишную фразу: “Заходите на realto.ru”.

Попутно работаю над названием пунктов и подписям к ним. Нужно короткими фразами показать именно наши преимущества. Например, только у нас есть рубрика “Тесты недвижимости”, поэтому выносим ее в отдельный пункт “Попробуй руками”. Только на нашем портале в справочнике организаций есть не только адрес с телефоном, но и время их работы. Поэтому пункт “От А до Я” меняем на “От заката до рассвета” и делаем подпись “Узнайте адрес, телефон и время работы организации”.

Прошу убрать слово “Игра” – и так понятно, что это игра, а не деловая презентация. Так же, “рубим” пальму, ибо получается, что иконки относятся к пунктам, а пальма ни к одному пункту не относится. Значит, лишняя. Буквально через несколько итераций я получаю финальную версию.

Финальная версия оборотной стороны

Как показала выставка, люди и в самом деле рассматривали нашу игру, улыбались и брали листовку с собой. Значит, задуманное удалось!

Опубликовано впервые в моем livejournal

Добавить комментарий